Общеизвестно, что самым недорогим теплоносителем является вода. Но использование ее оправдано далеко не во всех случаях. Использовать рекомендуется лишь в системах, не восприимчивых к коррозионным процессам, но с некоторыми условиями. Вода должна быть дистиллирована во избежание появления в системе накипи. При аварийном отключении отопления при температуре ниже нуля находящаяся в трубах жидкость замерзнет, разрушив их.
Решение проблемы видится в закачке в систему отопления частного дома теплоносителя иного плана — морозостойкой жидкости. Можно ли в системах обогрева применять антифриз? Ответ утвердительный.
Антифриз для систем отопления выпускается множеством компаний. Каждый вид незамерзающей жидкости имеет свои свойства, напрямую влияющие на его стоимость.
Вода или антифриз? Сравнение этих веществ явно в пользу последнего.
Что лучше: вода или антифриз
Антифриз для отопления дома обладает следующими преимуществами по сравнению с водой
:
- высокая вязкость;
- инертность относительно к материалу оборудования;
- отсутствие коррозионного воздействия;
- высокая теплопроводность;
- относительно невысокая стоимость.
Как закачать теплоноситель в закрытую инженерную сеть
Для закачки жидкости необходимо подготовить:
- резервуар под гликолевые составы или смягченную воду;
- насос;
- манометр;
- шланги.
Заполнить своими руками контур закрытого типа можно через обратный клапан на подпиточной врезке или шаровой кран в самой низкой точке системы, предназначенный под слив жидкости. Перед началом работы проверяется его прочность и работоспособность.
- Рассчитанный объем теплоносителя заливается в приготовленную емкость, из нее насос нагнетает жидкость в отопительный контур. Перед закачкой открывается запорная арматура и вентиль на расширительный бак. Насос производит заполнение, пока не установится давление 1,5 атмосферы. При этом значении расширительный бак будет частично наполнен. Отключив насос, нагнетающий жидкость, на время включают циркуляционный агрегат.
- Пришло время своими руками спустить воздух из радиаторов. Специальным ключом или отверткой открывают краны Маевского, установленные на батареях.
Проводить процедуру нужно пока из крана не потечет жидкость. Спускать воздух начинают с нижних этажей, постепенно перемещаясь на верхние. Работая с трубами, наполненными гликолевыми составами, особенно актуально привлечение помощника. Он сможет контролировать их слив из батарей, не допуская лишнего расхода дорогостоящего состава. Удаление воздуха – важный этап работы, его выпускают не только из труб, но и из котла (через автоматический воздухоотвод), а также из оборудования циркуляции, открутив винт насоса. Если система имеет автоматические клапаны, то своими руками делать ничего не придется.
- После выхода воздуха давление упадет, поэтому снова включают насос, чтобы закачать антифриз до номинального показателя.
Способы заливки теплоносителя
Существует несколько вариантов, как заполнить закрытую систему отопления жидкостью:
- Для заливки вам понадобится насос, который будет выполнять подачу воды прямо с колодца или другого источника. Нагнетательный шланг устройства подключаем к сливному патрубку, на котором нужно предварительно открыть запорный вентиль. Следует сказать, что выполняя такие работы, следует открыть все запорные и краны Маевского (для выхода воздуха), чтобы дать возможность воде попасть в любую точку системы.
- Расширительные бачки в таких механизмах в основном монтируются к трубе с помощью резьбы, что позволяет очень легко снять их. Таким образом у вас появится доступ к трубе. Используя это отверстие можно заливать воду в данную систему. Очень часто расширительные бачки устанавливают в самой верхней точке, что делает процедуру еще удобней.Когда из трубы будет видно воду, можно заканчивать заполнение и монтировать расширительный бак на место.
Чтобы создать после этого давление в системе, можно снять ниппель, который находится вверху бака и обычным насосом произвести закачку до необходимого показателя.
Очень важно постоянно следить за манометром, чтобы не превысить уровень давления в системе и не спровоцировать аварию. Как видите выполнить закачку воды в такие конструкции относительно просто, но очень важно при этом соблюдать последовательность.
Виды тепловых носителей
Наиболее дешевым теплоносителем является вода. Но применение воды не всегда оправдано. Воду следует использовать в системах отопления, которые не подвержены действиям коррозии. Применение в качестве носителя тепла воды имеет определенные оговорки. Такой теплоноситель должен пройти обработку дистилляцией, это предохранит систему отопления от образования в ней накипи. Применение воды, которая замерзает при нулевой температуре, может разрушить трубы в случае аварийного отключения.
Закачка специальных «незамерзаек» в качестве теплоносителя позволяет обеспечить качественную работу системы обогрева жилья. Рынок производителей антифриза для обогрева предлагает различные виды тепловых носителей, изготовленных на различной основе и обладающих определенными характеристиками, от которых зависит их конечная цена.
Основные требования к носителю тепла:
- Степень вязкости теплового носителя при изменении температуры;
- Инертность антифриза по отношению к другим материалам;
- Тепловой носитель не должен быть коррозийным и быть безопасным для жильцов по показателям токсичности и воспламенению;
- Теплопроводность материала;
- Цена теплового носителя должна соответствовать его окупаемости по срокам эксплуатации.
Как залить антифриз в систему открытого типа
Это как раз тот случай, когда следует покупать безопасный пропиленгликоль. Все дело в открытом расширительном бачке, сообщающемся с атмосферой. Поскольку он располагается в пределах дома (как правило, на чердаке), то в жилые помещения могут в небольшом количестве попадать испарения. А вообще, заливать антифриз в открытую систему – нецелесообразно. Лучше ее переделать в закрытую, откуда он не будет испаряться.
Разбавленный концентрат заливают через расширительный бак или подпиточный вентиль с помощью насоса. При этом все воздушные краны Маевского, установленные на радиаторах, должны быть открыты. По мере заполнения краны закрываются, после чего уровень теплоносителя доводится примерно до 1/3 расширительного бака.
Совет. Перед тем как закачать антифриз в систему отопления дома своими руками, надо убедиться в том, что вся запорно – регулирующая арматура находится в открытом состоянии.
После запуска и прогрева котла нужно повторно стравить воздух через батареи. Если уровень нагретого теплоносителя в расширительном бачке упал, то антифриз доливают примерно до половины.
Виды незамерзающей жидкости
Антифриз в системе отопления частного загородного дома может быть изготовлен на основе одной из двух видов жидкостей:
- этиленгликоля;
- пропиленгликоля.
Антифриз на основе этиленгликоля можно описать как токсичный, но в то же время дешёвый, в то время как антифриз пропиленгликоль не несёт вреда для здоровья человека, но отличается дороговизной.
Антифриз для системы отопления
Продавцы делают упор на продажу второго вида теплоносителя, основываясь на его нетоксичности. Ходят даже такие слухи, будто небольшое количество вредной жидкости может попасть в питьевую воду через систему горячего водоснабжения и отравить проживающих, если в произойдёт протечка.
Не стоит беспокоиться, ведь правильно проведённый монтаж отопительной системы ни за что не пропустит антифриз в воду. В то время как протечки бывают настолько малы, что не могут быть столь опасны. К тому же антифриз на этиленгликоле производители окрашивают в красный цвет, а на основе пропиленгликоля – в зелёный, поэтому если вдруг и случится протечка, то её с лёгкостью можно будет заметить.
Если вы полностью уверены в качественной сборке отопительной системы и не имеете больших средств, чтобы тратиться на дорогую жидкость, то не бойтесь и заливайте этиленгликолевую незамерзайку, внимательно следя за процессом и не отходя от инструкции. Если же вы хотите лишний раз подстраховаться и не волноваться, то просто заплатите необходимую сумму и купите антифриз на основе пропиленгликоля.
Часто антифриз можно приобрести как концентрат. Его требуется разбавлять строго, как гласит инструкция. Не стоит делать «антизамерзайку» очень концентрированной, так как из-за этого в теплообменнике могут возникнуть отложения. Менять антифриз лучше каждые пять лет.
Подробная информация про теплоноситель пропиленгликоль здесь.
Заправка незамерзающим теплоносителем
Прежде чем выяснять, как нужно заполнять различные системы отопления незамерзающими жидкостями или антифризом, следует разобраться в их разновидностях.
Для нормальной работы отопительных систем антифризы (anti – против, freeze – мёрзнуть) должны быть:
- нетоксичными, исключающими возможность малейшей угрозы для людей;
- негорючими, и их пары взрывобезопасными;
- инертными к материалам, из которых выполнена отопительная система;
- обладать теплоемкостью не менее расчетного ее значения;
- отличаться текучестью.
В “чистом” виде антифризы агрессивны, способны разрушать трубопроводы, котлы и приборы отопления. Для снижения или вовсе исключения негативных свойств незамерзающих жидкостей их разбавляют водой в пропорциях, указанных производителем составов.
Антифризы выпускают в двух вариантах, различаемых по температуре замерзания. Это концентрированное средство -65°С и разбавленное – 30°С
Используют и добавки: антикоррозионные, стабилизирующие, очистительные, антипенные и другие. Чем меньше воды, тем ниже температура замерзания и выше стоимость. При разбавлении антифризов обычно нужно добавлять и присадки, которые идут в комплекте. Присадки работают при определенной концентрации.
Без комплекса добавок, составы использовать нельзя, так как они обеспечивают заданные параметры. По этой же причине не рекомендуется смешивать разные теплоносители особенно с разной основой. Резко уменьшается их срок эксплуатации. Антифризы имеют повышенную вязкость, их нельзя использовать в отоплении с естественной циркуляцией.
Средний срок годности органических теплоносителей 3 – 5 лет, через которые присадки теряют свойства и жидкость становится агрессивной. При замене старый антифриз нужно откачивать и отвозить на утилизацию, что дополнительно увеличивает затраты.
Когда-то и автомобили использовали воду для охлаждения, но сейчас это редкость. Сейчас в мире более 70 процентов отопительных систем работают на воде, но процент все время уменьшается. Причиной сдерживающей широкое распространение антифризов является как их высокая стоимость, так и повышенные требования к оборудованию, токсичность и необходимость их утилизации.
Отработавшие свой срок антифризы, для более полного удаления сливается в подогретом до 45 градусов состоянии.
Сейчас основное оборудование рассчитано на воду и производители дорожащие репутацией, часто указывают, что они не гарантируют работу на антифризах. Или указывают разрешенный тип антифриза при определенных условиях. Самому экспериментировать опасно.
Незамерзающие составы критичны к перегреву. В них начинается распад и образование газов, твердых отложений. Образуются воздушные пробки, пригары в котлах и отказ оборудования.
При температурах 80 градусов и выше начинается парообразование, поэтому современные котлы имеют нагрев до 75 градусов, поддерживаемых автоматикой. При превышении происходит аварийное отключение котла. С органическими теплоносителями температуру снижают до 70 градусов.
В гравитационных системах отопления нежелательно использовать антифризы. У них слишком большая вязкость для самопроизвольного движения по трубам. Из открытого расширительного бачка жидкость будет свободно испаряться, заставляя регулярно пополнять объем и выделять едкие летучие вещества
Для безопасной работы контура отопления с антифризом нужна автоматика, отключающая нагревательный агрегат при превышении температуры. Если в схеме системы отопления нет подобного устройства, антифризы в качестве теплоносителя не стоит использовать.
Обычно в технической документации на котлы и оборудование указывается вид теплоносителя. Применение другого теплоносителя снимает ответственность с производителя и прекращает гарантийное его обслуживание.
Для заправки систем отопления выпускают теплоносители на основе – этиленгликоля, пропиленгликоля и глицерина.
Самый дешевый этиленгликоль
Недостатком является токсичность, доза 100 – 250 грамм смертельна для человека. Имеет третий класс опасности по ГОСТ. Токсичны так же и пары. Допустимая норма ПДК – 5 миллиграмм/куб. метр. Поэтому в открытых отопительных системах использовать нельзя. Запрещен и для двухконтурных котлов, ведь возможна протечка средства в магистраль горячего водоснабжения.
Для исключения этого, умельцы делают давление водопровода выше, чем отопления. Но и это не даёт полной гарантии и может вызвать, при повреждениях, отказ котла. Использовать этиленгликоль разрешено только для закрытых систем отопления.
Заполнять отопительный контур незамерзайкой на основе этиленгликоля следует в перчатках и в респираторе. Жидкость токсична, при попадании на кожу может вызвать ожог
Утечки и прорывы отопления весьма вероятны. Если система заполнена недорогим, но токсичным средством на основе этиленгликоля, протечки могут создать опасность для здоровья владельцев дома. Относительно низкая цена является причиной применения. Здоровье же не купишь, как антифриз. Поэтому выбор за вами.
Этиленгликоль имеет в 1,5 -3 раза большую проникающую способность и агрессивность к уплотнениям.
Повышенная текучесть антифриза требует использования паронитовых или тефлоновых уплотнений и специальных герметизирующих паст и уплотнителей в разъемных соединения. Стандартные варианты для водяных контуров не подходят
Автомобильные антифризы, тосолы, использовать категорически нельзя, как содержащие более токсичные присадки.
У гликолевых теплоносителей:
- Максимальная температура должна быть не более 70 градусов, что ещё больше увеличивает размер батарей.
- Вязкость на 40- 60% выше и для прокачки требуется в 1,5 – 2 раз большая мощность мотора и минимизация изгибов, отводов и увеличенный размер труб.
- Объёмное расширение при нагреве на 140- 150% больше, требуется на такую же величину, увеличенный объём расширительного бака.
- Плотность на 15 – 20% выше, увеличиваются прочностные характеристики.
Строительство новой системы, рассчитанной на применение синтетических теплоносителей, соответственно обходится в 1,3 – 1,5 раза дороже, чем сооружение водяного аналога. О немалой стоимости самой незамерзающей жидкости тоже не стоит забывать.
Переделка водяной жидкости так же не используется, так как сокращаются сроки эксплуатации и в результате обходится дороже. Так же гликолевые смеси агрессивны к цинку, взывая отслоение и шлам, полностью забивающей трубы. В старых конструкциях оцинкованные трубы распространены.
Тем не мене, при учете вышеуказанных недостатков этиленгликоль еще применяется. Заполнять системы необходимо, только после того как всё оборудование теплосистемы будет приспособлено для заправки антифризами.
Особенностью является необходимость расположения оборудования для заправки, на непроницаемых покрытиях, для недопущения попадания гликоля в жилые помещения и тщательный контроль соединений переходных шлангов. Хотя это, аккуратные мастера, делают при заправке любыми антифризами.
Специфика применения пропиленгликоля
В последнее время активно вытесняет другие виды теплоносителей, хотя по своим физико-техническим параметрам почти не отличается от этиленгликоля и требует почти такого же изменения оборудования теплосистем.
Относится по ГОСТ ко второму классу опасности и также требует утилизации. Пары ПДК – 7 миллиграмм/ куб. метр.
Антифризы этой группы выпускаются на базе фармакологического пропиленгликоля, не оказывающего столь вредного влияния на организмы как предыдущий вариант
Преимущества этого незамерзающего теплоносителя:
- относительно экологически чист и безвреден для людей. Это основная причина, почему сейчас многие производители его рекомендуют для одноконтурных и двухконтурных котлов;
- обладает смазывающими свойствами, что облегчает работу насосов;
- при полном испарении воды не замерзает, сохраняя текучесть;
- коррозионная активность очень низкая, а с добавками ещё улучшается;
- при проливе достаточно смыть водой и протереть.
Есть у жидкости на полипропиленгликоле недостатки. Это
стоимость его, которая в 1.5 – 2 раза выше этиленгликоля, ведь производится он в основном за границей. Жидкость агрессивна к металлическим трубам, не совместима с трубопроводами, сооруженными из оцинкованных труб, т.к. при контакте с цинком присадки состава теряют свои свойства.
При температуре выше допустимой начинается разложение с образованием газов, пены и твердого нерастворимого осадка.
Несмотря на все эти недостатки, считается одним из лучших теплоносителей.
Виды антифризов и их особенности
Антифриз для системы отопления загородного дома применяется на основе:
Этиленгликолевый антифриз считается наиболее доступным по цене и устойчивым к влиянию пониженных температур. Производится два вида этиленгликолевого антифриза — замерзающий при -30°С и при -65°С.
Этиленгликолевый антифриз ограничен в употреблении по причине высокой токсичности, само вещество окрашено в красный цвет и используется лишь в открытых системах обогрева.
Теплоноситель на основе этиленгликоля
Пропиленгликоль, которому при изготовлении придается зеленый цвет, абсолютно безопасен при использовании. Температура замерзания вещества равна -35°С, благодаря чему его допускается применять в системах с открытым расширительным бачком.
Антифриз на глицериновой основе отличается температурой замерзания -30°С, абсолютно безопасен в эксплуатации и по сравнению с другими видами незамерзающих веществ обладает рядом преимуществ, что лучше характеризует его как теплоноситель:
- предотвращает появление коррозии в узлах и элементах трубопровода;
- отличается продолжительным, достигающим 8 лет, сроком эксплуатации;
- при заливке в систему не требует обязательной промывки труб;
- реализуется уже разбавленным и готовым к заливке.
Антифриз преимущественно реализуется в концентрированной форме, перед тем, как залить в систему, его нужно развести. Разбавлять вещество следует строго в рекомендованных производителем пропорциях, слишком насыщенный раствор не пойдет во благо — по этой причине в скором времени в теплообменнике образуются вредные наслоения. Замена антифриза должна осуществляться спустя каждые 5 лет после начала использования.
Особенности антифриза
Антифриз не ограничен использованием только для отопления жилых помещений. Очень выручает эта жидкость в районах, где газо- и энергоснабжение может носить непостоянный характер, то есть случаются регулярные и продолжительные отключения. Даже во время отключения газа или света антифриз долго будет сохранять тепло в трубах.
Это очень важно, ведь тепло в системе может быть сохранено до момента повторного включения электрики или газа.
Популярным является использование антифриза для систем отопления гаражей, складов, ангаров и других нежилых помещений. Тепло в трубах сможет обогреть помещение, даже не смотря на перепады температуры через открывание и закрывание ворот.
Также достоинством антифриза является то, что трубы системы отопления не будут подвержены процессу коррозии, благодаря содержанию веществ в составе жидкости. А присадки, которые тоже входят в состав, предотвратят образование накипи на стенках труб. Антифриз для систем отопления отзывы получил от пользователей положительные.
Одним недостатком антифриза можно считать разве что высокую цену жидкости.
Если высокая цена антифриза заставляет вас задуматься о целесообразности покупки этой жидкости, необходимо взвесить все за и против:
- во-первых, имейте в виду то, что пользуясь антифризом, ваши трубы не будут подвержены коррозии и накипи, а это продлит им период эксплуатации;
- во-вторых, вода в трубах может замерзать при низкой температуре, антифриз защищен от замерзания, даже если температура воздуха достигает минус 65 градусов по Цельсию. В случае замерзания воды в трубах металл будет расширяться, и система отопления повредится, а это влечет за собой дорогостоящий ремонт;
- в-третьих, антифриз в закрытой системе не испаряется, поэтому вам не придется доливать жидкость в трубы, как этого требует вода.
Правила выполнения подпитки
Сейчас стали устанавливать индивидуальное отопление не только в частных домах, но и в многоквартирных. Зачастую монтируют двухконтурные котлы, в которых есть элемент для подпитки.
Её можно производить самостоятельно:
- 1. Снизу котла есть вентиль, который необходимо открыть.
- 2. Немного открутить клапан Маевского и ждать появления воды.
- 3. Затем, вентиль под котлом закрывается.
- 4. Если после запуска оборудования в насосе есть посторонние звуки, то его следует открыть и сбросить воздух.
Практически все конструкции предусматривают модуль автоматического воздухоотвода. Но он не способен удалить все пузырьки. Во время первого запуска системы следует очень медленно нагревать теплоноситель. Это необходимо, чтобы избежать всяческих поломок различных элементов от гидроударов. Не рекомендуется запускать котёл на всю мощность.
Особенно это касается протяжённых схем. Они имеют большое тепловое расширение и высокую степень деформации. Из-за нагрева на некоторых участках появляется напряжение.
Жидкость способна значительно усилить силу удара. Зачастую разрушение происходит на изгибах. В некоторых случаях трубы могут сорваться с крепежей.
Желательно, чтобы проектированием отопления занимались специалисты, которые способны учесть все факторы. В частных домах монтаж можно произвести и по типовому проекту.
Заполнение закрытой системы отопления
Наполнение закрытых систем обогрева выполняют с применением насоса, подключенного к штуцеру подпитки. При отсутствии насоса процесс значительно усложняется — в этом случае придется заливать незамерзающее вещество через высшую точку системы, сняв автоматический воздухоотвод.
Добавляя антифриз в систему отопления дома своими руками, не обойтись без помощника, которому поручается стравливание содержащегося в радиаторах воздуха при заливке.
Перед тем, как залить антифриз в систему отопления дома, нужно проверить, чтобы
:
- запорная арматура находилась в положении «открыто»;
- сбрасывающие клапаны Маевского и, отделяющие отопитель, краны были зажаты;
- концентрированный антифриз разбавлен по инструкции;
- отделяющий мембранный расширительный бачок вентиль установлен в открытом положении.
Процесс заправки закрытой системы отопления антифризом
Сначала при заливании вещества в сеть отопления закрытого типа выполняется закачивание его до достижения давления в 1,4-1,5 Бар. Затем понемногу из батарей стравливается воздух, приступая с расположенных в самом низу. В то же время нужно потихоньку заливать антифриз и внимательно наблюдать давлением на манометре — оно не должно упасть ниже 1 Бар.
В замкнутой системе на врезке подпитки устанавливается обратный клапан, иначе закачка теплоносителя буде сильно затруднена.
После полного стравливания воздуха следует снова закачивать теплоноситель до показания стрелки манометра 1,5 Бар. Затем один за другим открываются отделяющие котел краны — сперва на обратной магистрали, а после — на подающей. Клапан подающей отопительной системы следует открывать медленно и с осторожностью, чтобы воздух выходил сквозь автоматический воздухоотводчик, обеспечивающий безопасность работы котла. Давление вновь начнет понижаться, поэтому необходимо постоянно заливать антифриз.
Как подобрать циркуляционный насос для отопления?
С типом циркуляционного оборудования мы определились. Теперь пришло время обратить внимание на рабочие характеристики циркуляционных агрегатов, а именно:
- На расход жидкости в системе.
- На рабочий напор (высоту водяного столба).
При этом под расходом жидкости мы понимаем минимальный объем теплоносителя, прокачиваемый сквозь теплообменник котла за час или минуту. Эта характеристика измеряется в м3/час или литрах/минуту. Ну а рабочий напор – это максимальная высота водяного столба, «поднимаемого» насосом по вертикали.
Причем расход насоса должен соответствовать тепловой мощности системы отопления, а напор – протяженности разводки. Проще говоря: одному киловатту мощности котла соответствует расход на уровне 1 литра/минуту. То есть 25-киловаттный котел должен работать в паре с насосом, обеспечивающим расходом на уровне как минимум 25 л/мин.
Однако указанная пропорция – 1 кВт:1л/мин – дает лишь приблизительный результат. Для более точного определения расхода (подачи) теплоносителя европейские и отечественные проектировщики рекомендуют использовать следующую формулу:
Р=(3,6xQ)/(CхΔТ);
Где:
- Р – это искомый расход,
- С – это коэффициент теплоемкости расходуемой среды (воды масла, антифриза),
- Q – это объем нагреваемой среды во всей системе,
- ΔТ – это разница между температурой на выходе из котла и входе в теплообменник. Обычно этот параметр равен 20 градусам Цельсия.
Рабочий напор подбирается по габаритам разводки – по протяженности и высоте подъема труб в системе. Причем каждому метру высоты должен соответствовать метр напора. В свою очередь метр горизонтальной разводки компенсируются одним дециметром напора (10 м:1м).
Ну а точная формула, используемая проектировщиками, выглядит следующим образом:
J=RLК;
Где:
- J – это искомый параметр (напор).
- R – это коэффициент гидравлического сопротивления, равный 100-150 Паскалям на метр.
- L – это общая протяженность горизонтали разводки.
- K – это коэффициент повышения нагрузки, увеличивающий искомый напор на 200-250 процентов.
Вычислив эти параметры, мы можем подобрать «правильный» насос, характеристики которого соответствуют расчетному напору и расходу. Однако ориентирование на паспортные характеристики дает лишь приблизительный результат, чреватый риском приобретения излишне мощного устройства, обслуживающего систему с избыточной резвостью.
Поэтому профессиональные проектировщики используют совершенно иной подход к подбору насоса. Они выстраивают по заданным параметрам парные диаграммы, определяя искомое значение по точке пересечения графиков напора и расхода. Однако такая методика оправдана лишь в случае приобретения действительно мощного «сухого» насоса, рассчитанного на обслуживания больших помещений.
Бытовой агрегат «мокрого» типа можно выбрать и по паспортным данным – такие насосы не потребляют более 100-150 Вт, поэтому серьезные ошибки в расчетах в данном случае исключаются.
Технология заполнения: куда подавать теплоноситель
Необходимыми средствами являются емкость и насос, создающий требуемое давление жидкого теплоносителя. Вполне подойдут погружные типа «Гном» или «Малыш» (популярные у садоводов, использующих их для полива участков, расположенных выше уровней водоемов). Имеются свидетельства об успешном заполнении закрытых систем посредством ручных насосов – от используемых для опрыскивания защитными растворами огородных культур, до специализированных ручных насосов, применяемых для перекачки из бочек моторных топлив или жидких химических продуктов. Любую схему отопления можно успешно заполнить, контролируя давление по манометру.
Заполнение системы антифризом посредством погружного вибронасоса.
Первой операцией является выбор точки входа жидкости. Если напор, создаваемый насосом, поднимает жидкость до верха системы, следует подключаться в низшей точке котельной – патрубку подпитки теплоносителем, врезанному перед котлом в «обратку». Кроме входа подпитки необходим конструктивно отдельный выход слива (два разных узла системы). Первый оборудуется вентилем (шаровым краном) и обратным клапаном, второй – только вентилем (шаровым краном). Если низшая точка системы является штуцером слива воды из котла, то можно через него спустить/заполнить систему водой. Поскольку за котельным сливом (вообще за сливом) не устанавливается обратный клапан, любое выключение насоса повлечет вытекание закачанной жидкости – нужно быстро перекрывать кран перед штуцером.
Конструкция типового узла слива/подпитки.
Составляющие и их назначение
Состав системы отопления закрытого типа
В общем закрытая система отопления состоит из определенного набора элементов:
- Котел с группой безопасности. Тут есть два варианта. Первый — группа безопасности встроена в котел (газовые настенные котлы, пеллетные и некоторые газогенераторные на твердом топливе). Второй — в котле группы безопасности нет, тогда ее устанавливают на выходе в подающем трубопроводе.
- Трубы, радиаторы, водяной теплый пол, конвекторы.
- Циркуляционный насос. Обеспечивает движение теплоносителя. Ставится в основном на обратном трубопроводе (тут ниже температуры и меньше возможностей перегрева).
- Расширительный бачок. Компенсирует изменения объема теплоносителя, поддерживая стабильное давление.
Теперь подробнее о каждом элементе.
Расчет объема антифриза
При покупке дорогих незамерзаек чтобы не переплачивать деньги перед тем, как заполнять систему отопления, следует знать требуемый объем теплоносителя. Самый простой способ его точного определения — накачать в магистраль воду с напором в 1 — 1,5 бара, а затем ее слить и измерить полученное количество. К массе жидкости можно добавить 10% на завоздушивание, испарение теплового носителя.
Если экспериментальная заливка для определения требуемого объема теплового носителя по каким-либо причинам неосуществима, можно воспользоваться простой формулой сложения объемов основных узлов системы: радиаторных теплообменников, котла, емкости расширительного бачка и трубопровода:
V (системы) = V (котла) + V (бачка) + V (батарей) + V (труб)
Рабочий объем котла и расширительного бака узнают из паспортных данных на оборудование, представленных производителем. Аналогичным образом из инструкции по эксплуатации определяют емкость радиаторов, умножая показатели одной секции на их количество. При отсутствии, утере паспортов на котел, гидроаккумулятор или радиаторные теплообменники, необходимую информацию получают из интернет-источников.
Объем рабочего тела в трубопроводе определяют умножением площади его сечения на длину по общеизвестной формуле:
V (объем) = S (площадь) х L (длина), где
S (площадь) = 3,14 (число пи) х R2 (радиус в квадрате).
Рис. 9 Пример расчетных данных для нахождения объема
Реакция антифриза к перегреву
Одной из характеристик всех антифризов является рабочий диапазон температур. Этот фактор очень важен – данный вид теплоносителей очень негативно относится к перегреву, в результате которого материал начинает разрушаться. Температура кипения антифриза, в зависимости от вида, может варьироваться в пределах от 106 до 116 градусов по Цельсию. Такая разница в немалой степени зависит от количества воды в составе теплоносителя.
Превышение максимально допустимой температуры приводит к очевидным последствиям – в первую очередь прекращают работу антикоррозионные присадки, потом кипящие гликоли начинают разлагаться на мельчайшие частицы, которые оседают на внутренних стенках отопительной системы в виде накипи, закупоривающей рабочие каналы.
Чтобы предотвратить перегрев теплоносителя, необходимо повысить скорость его циркуляции – в таком случае элементы системы будут защищены от высокой температуры. Учитывая то, что большинство антифризов отличается сравнительно небольшой теплоемкостью, теплопроводностью и большой вязкостью, для их нормального движения нужно подбирать достаточно мощные циркуляционные насосы и отопительные приборы.
Все виды антифризов очень текучие и легко находят себе различные микротрещины, в которых со временем образуются протечки. К тому же, отопление антифризом в частном доме не позволяет возникнуть эффекту разбухания уплотнителей, поэтому мельчайшие присутствующие под ними зазоры для теплоносителя выглядят как широчайшие каналы для протекания. Чтобы избавиться от данного фактора, а заодно и увеличить качество отопительной системы, придется хорошо затянуть все имеющиеся соединения.
Герметичность отопления – это очень важный пункт, особенно при использовании в качестве теплоносителей антифризов. Все дело в подверженности этиленгликолей окислению при контакте с воздухом. Интенсивность окисления многократно возрастает при увеличении температуры теплоносителя. Отсутствие герметичности даже на единственном участке отопительной системы всегда приводит к существенному снижению срока ее службы.
Эксплуатация антифризов имеет некоторые особенности, связанные с их физическими свойствами. В отличие от воды, которая при падении температуры начинает очень быстро кристаллизоваться, антифризы меняют состояние очень плавно, сначала становясь более вязкими, и только через некоторое время они начинают твердеть. Это правило работает в обе стороны – запуская замерзшую систему, заполненную антифризом, нужно повышать температуру котла постепенно, чтобы теплоноситель успел среагировать на изменение эксплуатационных условий.
Антифризы, пребывающие в замороженном состоянии, увеличиваются в объеме настолько незначительно, что о какой-то опасности для отопительной системы можно не переживать. При повышении температуры теплоноситель возвращается к исходным свойствам. Для нормальной работы заливаемый в систему отопления дома антифриз должен разбавляться водой в той пропорции, которая указана производителем конкретного вида теплоносителя. Кроме того, некоторые вещества могут работать и самостоятельно, без добавления воды.
Источники
- https://bildsnab-yug.ru/seti-i-kommunikacii/kak-zalit-v-sistemu-otopleniya-antifriz.html
- https://OmShantiDom.ru/montazh-i-remont/kak-zakachat-zhidkost-v-sistemu-otopleniya.html
- https://otoplenie.site/sistemy-otopleniya/kak-zapolnit-antifrizom-sistemu-otopleniya-zakrytogo-tipa.html
- https://samstroy.com/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83-%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8/
- https://teplofan.ru/sistemy-otopleniya/antifriz
- https://sovet-ingenera.com/otoplenie/o-drugoe/zapolnenie-sistemy-otopleniya-teplonositelem.html
- https://indclimat.ru/kak-zakachat-antifriz-v-teplyj-pol/
- https://101studio.ru/teplyj-pol/zapolnenie-sistemy-teplonositelem.html
- http://teplosten24.ru/kak-pravilno-zapolnyat-sistemu-otopleniya-zakrytogo-tipa.html
- https://stroychik.ru/otoplenie/otoplenie-zakrytogo-tipa
- https://montagtrub.ru/kak-zapolnit-sistemu-otopleniya-zakrytogo-tipa-antifrizom/
- https://1-teplodom.ru/antifriz-dla-otoplenia-doma-kak-zapolnit-sistemu-zakrytogo-tipa-kak-zalit-kak-zakacat-zidkost-nezamerzajku-kak-zalivat-antifriz-zamena-tosola/