Салон театра имени М. Горького встретил первых гостей – поклонников творчества культового советского певца Муслима Магомаева
“О, море, море…” Муслим Магомаев. Фото: ИА PrimaMedia
Приморский академический краевой драматический театр имени М. Горького запустил новый творческий проект, который называется “Салон Театра им. М. Горького” (12+). И уже 2 апреля Паркетный зал театра принял первых гостей — поклонников творчества народного артиста СССР, народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева.
Музыкальную программу “О, море, море…” Муслим Магомаев” (12+) пришел посмотреть и послушать обозреватель ИА PrimaMedia Александр Куликов.
Содержание
- Кровь барона Скарпиа
- “Далеко не всё начинается с чистого листа…” Миссия театра имени Горького
- “Море вернулось…”
- Бесконечный концерт. Легенда о Муслиме
Кровь барона Скарпиа
— Что вы знаете о творчестве Муслима Магомаева? — спрашивает девушка из “начала 60-х” в наряде, которое знакомо сегодняшнему поколению разве что по фильму “Стиляги” (16+) Валерия Тодоровского, да еще, кстати говоря, по эпизодам-клипам сериала “Магомаев” (12+) с Милошем Биковичем в главной роли.
— Что вы знаете о творчестве Муслима Магомаева? — спрашивает другая девушка “начала 60-х” у какой-то зрительницы, направляющейся к гардеробу.
А вот еще одна девушка из “начала 60-х”, а чуть дальше — парни-стиляги, и все встречают зрителей, провожают их к гардеробу. Роли стиляг и их подруг исполняют студенты Дальневосточного института искусств. Стало быть, на долю гостей Салона театра имени Горького выпадает роль камео, то есть самих себя, людей, которые успели застать “эпоху Магомаева” и вот теперь при помощи невидимой машины времени на короткое время вернулись в нее. Или попытались вернуться, насколько это возможно.
Добро пожаловать на встречу с Магомаевым. Фото: ИА PrimaMedia
Что я знаю о творчестве Муслима Магомаева? Да практически всё. Или почти всё. В моем детстве не было, пожалуй, ни одного дня, чтобы голос Магомаева не звучал по радио. Без него не обходился ни один “Голубой огонек”, ни один праздничный концерт, его пластики издавались миллионным тиражами. Его концерты в разных городах СССР собирали полные стадионы, и были случаи, когда после таких концертов он не мог доехать до гостиницы, потому что фанаты поднимали машину, в которой он сидел, на руки и несли ее до самой гостиницы (в Одессе, например, автомобиль с Магомаевым несли на руках 3 км).
Внук одного из основоположников азербайджанской классической музыки композитора Абдул-Муслима Магомаева, он с детства мечтал стать оперным певцом. И стал, несмотря на то что был глух на левое ухо (последствие детской болезни). И пусть главных оперных партий у него было немного (Магомаев решил сосредоточиться на концертной деятельности, предвосхитив в этом плане Паваротти), зато какие это были роли!
Добро пожаловать на встречу с Магомаевым. Фото: ИА PrimaMedia
Фигаро в “Севильском цирюльнике” (12+), Риголетто, Мефистофель в “Фаусте” (12+) Гуно, Тонио в “Паяцах” (12+), Евгений Онегин, барон Скарпиа в “Тоске” (12+). Кстати, когда Магомаев исполнял партию Скарпиа, он прятал на груди специально подготовленный мешочек с красными чернилами — Тоска ударяла Скарпиа бутафорским ножом, мешочек надрывался и на белоснежной рубашке певца появлялось большое пятно настоящей “крови”. Рубашку после этого, конечно, приходилось выбрасывать. Да и партнерши ворчали — капли “кровавых” чернил попадали на их сценические наряды, а они, между прочим, были казенными.
В советские времена было приятно исполнять иностранные оперы на русском языке, но Магомаев свои партии в операх Верди и Пуччини принципиально пел только на итальянском. Итальянский язык он знал настолько совершенно, что поправлял американских итальянцев, с которыми познакомился в США, когда собирал материал для книги о своем любимом певце Марио Ланце. И они соглашались: “Да, мистер Магомаев, вы правы”…
“Далеко не всё начинается с чистого листа…” Миссия театра имени Горького
… Места в Паркетном зале постепенно заполняются зрителями. На свободном от кресел паркетном пространстве стиляги с подругами танцуют вальс, потом переходят на твист — создают настроение.
Как положено, работает театральный буфет. Сегодня он особенный, в советском духе. Никакого капучино (в эпоху Магомаева капучино в точках общепита не готовили), никакой оплаты по банковским картам — только наличными. Зато молочный коктейль по вкусу — тот самый, который в середине 60-х стали делать в кафе “Чудесница” возле стадиона “Динамо”. И официантки — в белых фартуках и наколках, как это было в СССР.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 2
Сцены как таковой нет. Вместо нее — большой палас с “восточным” рисунком. Чтоб купить подобный в эпоху Магомаева, нужно было “записываться”, если ты не был ударником коммунистического труда, которым профком выдавал талон на покупку дефицита вне очереди.
Первым на “ковровую сцену” выходит художественный руководитель театра имени Горького, Народный артист России, лауреат премии “Золотая маска” Ефим Звеняцкий.
— У нас в этом году с 1 июля предстоят гастроли в Баку. Везем туда шесть наименований. Поездка далекая, но крайне приятная. И совсем ассоциативно возникла идея о Магомаеве…. Мы долго думали о форме воплощения. В Москве проводятся всякие квартирники, забегаловки… И вот, памятуя о том, что когда-то у нас здесь было шоу, я подумал о таком формате как салон, — рассказывает Ефим Семенович. — Посмотрите, ведь вы же собрались здесь, 70 человек. Вас что-то привело сюда в воскресный день, в 3 часа дня. Сегодня такая пробная фишка, сегодня испытание.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Ну а дальше Салон театра имени Горького может стать нормой и проходить раз в месяц. Уже есть идея подготовить программу, где будет Элеонора Прэй, песни 20-х годов и эмигрантские песни.
— В этом есть какое-то дыхание времени и дня сегодняшнего. Мне кажется, людям новых поколений нужно знать, что далеко не всё начинается с чистого листа, — говорит Ефим Звеняцкий.
По сути, театр имени Горького предлагает своим зрителям погружение в глубину времен. И это не просто модное ретро и даже не попытка вернуться в какие-то милые сердцу давно прошедшие времена. Это более серьезно — соединить в единую Гондвану архипелаг разрозненных времен, эпох, событий. В конце концов, молодежь должна знать о том, о чем не может помнить в силу своего возраста. А кому как не театру взять на себя эту миссию.
Примечательно, что в спектакле “104 страницы про любовь” (12+) по популярной в 1960-е годы пьесе Эдварда Радзинского (первые премьерные показы — 7 апреля и 8 апреля), заняты самые молодые артисты театра, вчерашние выпускники Дальневосточного института искусств.
На май запланирована премьера спектакль о Лидии Руслановой, чьи “Валенки, валенки, не подшиты стареньки…” знала вся страна. Идол советской эстрады на протяжении многих десятилетий, она прожила непростую и, в общем-то, трагическую жизнь. Играть ее в спектакле будет Наталья Овчинникова, которую зрители могли видеть в спектаклях “Эдит и ее демоны” (16+) и “В джазе только девушки” (16+).
Ефим Звеняцкий. Фото: ИА PrimaMedia
Еще одна премьера этого сезона — спектакль “А Пэ Че” (12+), по замыслу худрука театра имени Горького, окунет зрителей не только во времена Антона Павловича Чехова (для постановки отобраны 13 отрывков из самых смешных произведений писателя), но и в театральное пространство 1960-1970-х годов, когда в театре имени Горького служили такие колоссы, как Народный артист РСФСР Евгений Шальников, Народный артист СССР Андрей Присяжнюк, Народный артист РСФСР Вадим Мялк. Когда актеры, создавая образ своего героя, уделяли большое внимание гриму, клеили усы и бороды, тщательно подбирали парики. В общем, с Чеховым — в советский театр 60-70-х годов, где были Ульянов и Товстоногов, Ефремов и Доронина, Захаров и Миронов. В театр, который мы, к сожалению, потеряли. Или еще нет?
“Море вернулось…”
Как можно определить жанр программы “О, море, море…”? Наверное, как некий синтетический жанр, где нашлось место и музыкально-драматической композиции, и интерактивнойигре со зрителем “Что вы знаете о творчестве Муслима Магомаева?”, продолжение которой, кстати говоря, следует уже во время представления.
На мониторах, установленных по краям “ковровой” сцены, возникает эпизод из “Голубого огонька” 60-х: Муслим Магомаев, аккомпанируя себе на рояле, исполняет две пародии на известных певцов того времени. Гостям Паркетного зала предлагают отгадать, кто это. Георга Отса, лирического баритона, загадочного “мистера Икс” из одноименного фильма-оперетты (12+), узнают сразу, по первым словам исполняемой песни — “Я люблю тебя жизнь…” А вот по поводу второго объекта дружеских музыкальных шаржей возникают споры — Рашид Бейбутов или Полад Бюльбюль оглы. По времени выпуска этого “Огонька” вроде бы должен быть Бейбутов, но по голосу — вроде бы Бюльбюль оглы. Оказалось, что это всё-таки Бейбутов — Бюльбюль оглы тогда еще никому не был известен. Зато стало понятно, кому он подражал в молодые годы.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Драматическая часть программы, поставленной дочерью Ефима Звеняцкого — солисткой “Геликон-Оперы” Инной Звеняцкой основана на автобиографической книге Муслима Магомаева “Живут во мне воспоминания”, отрывки из которых читают артисты, на фильме “Поет Муслим Магомаев” (12+), снятом в 1971 году на “Азербайджанфильме”, и на видеовоспоминаниях жены Муслима Магомаева знаменитой оперной певицы Тамары Синявской и поэта Юрия Энтина.
Музыкальная часть — на записях его выступлений (звучит, например, знаменитая каватина Фигаро из оперы “Севильский цирюльник” — 12+) и на живых каверах песен Магомаева, исполняемых артистами театра имени Горького. И такими аксакалами, как Народный артист России Александр Славский, Заслуженный артист России Николай Тимошенко и Михаил Марченко. И молодым поколением театра, так сказать, продолжателями славных традиций.
Звучат незабываемые хиты 60-70-х, современные каверы которых становятся хитами сейчас: “Луч солнца золотого”, “Лучший город земли”, “Королева красоты”, “Чертово колесо”, “Свадьба”, “Синяя вечность”: “Море вернулось говором чаек, Песней прибоя Рассвет пробудив…”
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Эпоха Магомаева в Паркетном зале имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
1 / 3
Из воспоминаний и песен постепенно возникает образ певца, которого любила вся страна. Любила так, как сегодняшним “звездам” и не снилось. Так ведь и он отвечал своему народу полной взаимностью.
За примерами далеко ходить не надо. Из собственных детских воспоминаний и рассказов очевидцев, с которыми довелось в разные годы поговорить о владивостокской странице жизни Магомаева (была и такая), родилась легенда не легенда, апокриф не апокриф, за точность которого я, конечно, не могу ручаться — слишком много воды утекло. Думается, читателям это будет интересно.
Бесконечный концерт. Легенда о Муслиме
В те далекие отправиться во Владивосток на гастроли мог далеко не каждый артист. Город был закрытым, приехать сюда официально можно было по вызову родственников или в командировку. Поэтому для артистов гастроли во Владивосток были не только возможностью хорошо заработать и обзавестись какими-то заморским товарами, но и неким знаком благонадежности и правильного поведения.
Получил такой знак и Муслим Магомаев. Владивосток с нетерпением ждал приезда любимого певца, однако гастроли не состоялись. Причины были изложены в большом фельетоне на четвертой странице газеты “Красное знамя”, органа крайкома КПСС. В статье рассказывалось о “поведении певца” во время гастролей в другом дальневосточном регионе, в каком точно, уже не помню. Доподлинно неизвестно, чем Магомаев не угодил местным партийным элитам (слухи по этому по поводу в народе ходили разные), но в фельетоне использовался весь далеко не джентльменский набор претензий и обвинений (так в свое время в центральной прессе громили Людмилу Гурченко, Марка Бернеса, ту же Лидию Русланову и многих других): “звездная болезнь”, “поведение, недостойное советского артиста”, “ресторанные гулянки” и т.д. и т.п. В связи с этим, говорилось в фельетоне, крайком партии Приморского края принял решение отменить гастроли Муслима Магомаева во Владивостоке.
… И всё-таки он приехал во Владивосток! В следующем году. Может быть, помогло заступничество тогдашнего министра культуры СССР всесильной Екатерины Фурцевой, которая благоволила к Магомаеву и всегда защищала его, может, и сам Леонид Ильич Брежнев, который очень любил творчество Магомаева, вмешался, но во Владивосток на гастроли певец всё-таки поехал.
Правда, ему поставили ряд условий, среди которых были и такие: бесплатные шефские концерты на кораблях и в подразделениях ТОФ и такой же концерт для местного партхозактива.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Магомаев безропотно согласился. Каждое утро он поднимался на 36-м причале на борт катера и отправлялся на какой-нибудь корабль выступать перед краснофлотцами. Пел, общался, отвечал на вопросы, вместе с экипажем “рубал” флотский обед.
Состоялся и концерт для местных элит. Магомаев вышел на сцену ДОФ в строгом костюме и, стоя у микрофона по стойке смирно и не выражая никаких эмоций, спел 10 песен в первом отделении и 10 песен во втором отделении. Поклонился и ушел.
А потом был концерт для “простых” зрителей, то есть для тех, кто купил довольно дорогие билеты.
Что это был за концерт! Необыкновенный и бесконечный концерт, впечатления о котором до сих не истерлись в памяти.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
В те времена запись на телевидении еще не использовалась. Концерт транслировался вживую. Когда закончилось время трансляции, обозначенное в программе передач, на экране возникла дикторша. Не скрывая ликования, она сообщила, что трансляция концерта будет продолжена. И трансляция продолжалась. И еще! И еще! К чертям собачьим полетела вся сетка вещания. Не было ни бесед за круглым столом, ни вестей с полей, ни кино, ни выпуска новостей с прогнозом погоды.
Был большой, нескончаемый концерт Муслима Магомаева, певшего для своего народа — для рыбаков и китобоев, горняков и шахтеров, трактористов и комбайнеров, учителей и врачей, таксистов и младших научных сотрудников, кочегаров и плотников.
Был отпущен на отдых ансамбль, аккомпанирующий Магомаеву. Но сам он не ушел, а, сев за рояль, стал петь по заявкам зрителей. Ему приносили записку, он разворачивал ее, прочитывал и начинал петь. Звучали арии из опер, включая знаменитую каватину Фигаро, звучали неаполитанские песни, которые он так любил, звучали, кстати говоря, те самые пародии на Отса и Бейбутова и многое-многое-многое другое.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
Он точно знал, для кого он поет в первую очередь. Еще не имея звания Народного артиста СССР, он уже был народным. Не по указу Верховного совета, а по велению собственной души. Он пел и голосом, и, как тогда было принято говорить, кровью сердца.
… Кстати, во Владивостоке пролилась не метафорическая, а вполне реальная кровь Муслима Магомаева. Дело было так. Находясь в ДОФе, видимо, на репетиции, спустился он в знаменитую бильярдную, расположенную на цокольном этаже. Постоял, посмотрел, как катают шары местные асы кия. Практически все столы были заняты, свободным был только один. Магомаеву захотелось сыграть партию. Компанию ему составил некий юноша лет 16-ти, который помогал маститым бильярдистам немного “разогреться” перед настоящими баталиями “не на интерес”.
Разбивать выпало юноше. Затем настал черед бить Магомаеву. Певец изготовился, прицелился, ударил и… вскрикнул от боли! Старый кий не выдержал, сломался пополам, острая щепка, отлетев, вонзилась под ноготь Магомаеву. Брызнувшая фонтаном кровь окропила зеленое сукно бильярдного стола. На этом игра, конечно, закончилась.
Эпоха Магомаева в Паркетном зале театра имени Горького. Фото: ИА PrimaMedia
… Через много лет, когда в нашу жизнь вошел Интернет, Муслим Магомаев завел в сети свой личный сайт. Там можно было зарегистрироваться и на форуме задавать вопросы маэстро, общаться с ним. Была у меня мысль пройти регистрацию тоже, чтобы расспросить у Муслима Магометовича побольше о его владивостокских гастролях. Но потом я отказался от этой мысли. Не хотелось разрушать сложившуюся легенду.
Источник
Источник: